Культура

Мария и Виктор Котляровы (КБР): «Найдена могила легендарного Жабаги Казаноко»

Образ Жабаги Казаноко, свидетельствуют кабардинские ученые Заур Налоев и Адам Гутов, вошел в устное творчество многих народов Северного Кавказа как эталон мудрости, справедливости и рыцарской доблести. Еще при жизни он так полюбился простому народу, что после его смерти разноязыкие народы региона стали причислять его к своим этническим героям.«Обладая большим умом и дипломатическими способностями, читаем в «Адыгской (черкесской) энциклопедии», он неоднократно участвовал в переговорах между Кабардой и Россией, принимал участие в выработке Сулакского соглашения между Петром I и Асланбеком Кайтукиным в 1722 году в Прикаспии. Позже (1731) он посетил Петербург в составе кабардинского посольства, которое заключило договор с Россией о совместной борьбе с Крымским ханством».

Точная дата рождения Казаноко неизвестна – за основу принят 1685 год. Целых три населенных пункта Кабардино-Балкарии – Заюково, Аушигер и Кенже – считают его свои уроженцем. Точно также имеется несколько селений, где будто бы находится его могила: 1) в ущелье Кенже под Нальчиком, 2) у хутора Атажукина, 3) у селения Аушигер.

Почему так произошло, ведь умер мудрец сравнительно недавно – в 1750 году? Дело в том, что в конце XIX века надгробные стелы Жабаги и его супруги были перенесены в Нальчик и уже в наше время – в 1957 году установлены в садике Свободы у здания медфака КБГУ. В причинах и дате этого переноса много неясностей и нестыковок, но факт остается фактом – под стелами нет праха выдающегося мудреца.

Установить где он находится, решили исследователи из Нальчика Мария и Виктор Котляровы. Путем изучения многочисленных документальных свидетельств они пришли к выводу, что аул Казанукой, на который указывает ряд ученых, не мог располагаться в ущелье Кенже под Нальчиком; как не могли стать последним приютом Жабаги северные окраины нынешнего селения Аушигер.

За основу была взята версия, согласно которой хутор Атажукин и аул Казаноково (Къэзанокъуей), располагавшийся когда-то на правой стороне Баксана у селения Заюково (бывшего Атажукино), являются одним и тем же поселением. Ее подтверждают и записи информатора, опубликованные в книге «Сказания о Жабаги Казаноко»: «Казаноко жил в Кабарде. Оно находилось за Баксаном между селениями Заюково и Жанхотеко – село под названием Казанокой. Оно не дошло до нашего времени. Вот в этом селении жил Казаноко Жабаги. Казаноко, когда умер, там похоронили, но до того, как мы родились (его надгробный камень) в Нальчик повезли и там установили».

Ныне здравствующий ветеран А. И. Гедгафов, которому в этом году исполняется 90 лет, поведал Котляровым, что перед Великой Отечественной войной заюковские аксакалы Тати Шогенов, Цацу Купов и Бахит Шомахов, носители знаний о прошлом и народной мудрости, также рассказывали ему об этом. Впоследствии он сам, будучи на сенокосных угодьях видел остатки фундамента домика, в котором жил мудрец, а также холмики над двумя могилами. Помнит, как люди сетовали, что знаковый этот погост никак не обозначен потомками.

Об этом же рассказал другой заюковец Руслан Сижажев: мальчишкой он бывал на той поляне неоднократно и однажды отец показал ему на развалившийся фундамент и примыкающие к нему могилы и, сделав дуа, сказал следующее: «Здесь похоронен Жабаги Казаноко и его супруга, а на их могилах нет даже памятников – их перевезли в Нальчик, а взамен ничего не поставили».

Далеко не с первого разу (изменился рельеф местности, густые заросли скрыли тропинки) неподалеку от родника краеведы нашли развалины казаноковского дома, а рядом с ними едва заметные надмогильные холмики.

Котляровы считают, что прах выдающегося общественного и политического деятеля, гуманиста, мыслителя, реформатора и дипломата, чьими мыслями и поступками гордится весь Кавказ, следует перенести. Столь знаковая личность, каким был Жабаги, живший, его же словами, со временем в ладу, творивший и в малом и большом для будущего, достоин постоянного уважения и памяти потомков. Как это сделать, где найти место для перезахоронения (в Заюково ли, Нальчике, другом месте) или вообще оставить все как есть, должна решить общественность. Но уже сейчас имеются энтузиасты, готовые на свои средства изготовить памятник и установить его на месте захоронения в верховьях Заюково.

Если же кто-то сомневается, что в найденных могилах находится именно прах Жабаги Казаноко, Котляровы предлагают провести молекулярно-генетическую экспертизу. Ведь потомки мудреца проживают в черкесских аулах Кош-хабль и Заюково (Карачаево-Черкесия), в адыгейских аулах Ходзь и Блечепсин; есть они и в Кабардино-Балкарии…

Natpress.ru

Related posts

Leave a Comment